Домой

Карта сайта

интервью для газеты "Отчий Светильник"

Главная Сказка

Сокращенная версия интервью была опубликована в "Отчем Светильнике" №2 2007

Наш гость – Ксения Хмельницкая, молодая писательница, богато одаренный человек с разносторонними интересами. О некоторых их них уже знают наши постоянные читатели, ознакомившиеся на страницах «Отчего светильника» с рассуждениями Ксении о толкинизме и о восточных единоборствах. Сегодня же разговор пойдет, в основном, о сказках. Что неудивительно, так как первая книга Ксении Хмельницкой «Килания и гномы» - интересная, талантливо осуществленная попытка продолжить рассказ сказочника Клайва Стейлпза Льюиса о чудесной стране Нарнии.
С писательницей беседует наш корреспондент Марина Кравцова.

- Ксения, ты человек, с одной стороны, обычный, с другой – необыкновенный. Наверное, как и все мы – и обычны, и необычны, и каждый человек по-своему неповторим. Давай немного поговорим о тебе. Как писатель, ты впервые выступила перед читателями с книгой, на мой взгляд, уникальной. Насколько мне известно, книг по мотивам «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса до тебя не писал никто, я знаю только маленькую вещь Руфи Штубеницкой «Дневник Сьюзан».

- Я подозреваю, что сейчас появятся сиквеллы, после выхода фильма.

- Вполне возможно, и все-таки именно ты была первой. Может быть, поделишься с читателями нашей газеты о том, как возникла идея создания именно такой книги.

- «Нарнию» я прочитала уже взрослым человеком, в двадцать лет, и прочитала ее во время своего обращения к Богу. Мне эту книгу дал мой муж, тогда – жених, и в «Нарнии» я узнала самое прекрасное, что у меня было в жизни – встречу с Богом. Свет этой Встречи я узнавала на каждой странице. Для меня «Нарния» стала напоминанием о тех днях, о том свете, помогала оживлять сердце. Я вообще люблю сказки, но в этой меня поразила потрясающая икона Бога, смелым, дерзновенным способом выведенная. Тогда же муж шутки ради сказал: «А не написать ли тебе продолжение?» Я не умею писать по заданию, поэтому тогда я отмахнулась от этой идеи. Но потом… как и у Льюиса, все началось с картинки, с образа. У Льюиса это был фавн под зонтиком. У меня же – озеро, девочка и гномы. Эта картинка была явно связана с Нарнией, причем, с конкретным моментом ее истории, когда старая Нарния была под владычеством Тельмара. Долгое время я писала стихи об этом, а потом начала стала складываться целая история. Я не ощущаю эту вещь своим созданием, в том смысле, что это я придумала, я сделала. Это не моя заслуга. От меня – техника, которая как раз хромает. Я отношусь к дару сказителя именно как к дару Божьему, и для меня написание этой сказки было связано с молитвой. Я хотела в нее вложить тот духовный опыт, пусть небольшой, который у меня был.

- Ты упомянула про дерзновенный замысел Льюиса изобразить Бога в образе великого Льва. Это на самом деле достаточно дерзновенно. Но что касается твоей книги «Килания», то я не однажды слышала мнение, что ты ее словно бы «оправославливаешь». Слишком четко ставишь знак равенства между Асланом и Христом, вырисовываешь то, что сам Льюис затушевывал. Он нигде не называл Аслана Богом, хотя очень ясно, что за Образ он подразумевал под огнегривым Львом. Тем не менее, у тебя этот покров тайны снят. Как ты сама ощущаешь этот момент?

- Когда я давала почитать кому-то Нарнию, то чувствовала, что какие-то важные моменты сегодняшнему человеку непонятны. Льюис все-таки писал для людей, воспитанных на Законе Божьем, не все верили, но, по крайней мере, все узнавали образы, что он использовал. А сейчас люди порой очень удивляются, когда им говоришь, что образ Льва на самом деле взят из Библии. Но у меня не было осознанного стремления взять и что-то дописать. Повторюсь, все шло изнутри, от образов, от вдохновения, от ощущения того, какая будет история. И у меня все-таки другая ситуация. Если Льюис смотрел на Нарнию как бы снаружи, взглядом детей, пришедших из нашего мира, то я описала Нарнию изнутри, от лица нарнийцев, которые там живут. Часто слышу упреки: почему у тебя так много молятся? Вообще-то фразы вроде «Аслане милостивый» встречаются и у Льюиса, только гораздо реже. Но у него Аслан постоянно в Нарнии, или с героями истории. У меня же нет явного присутствия Аслана. Люди, звери, разные существа живут практически как мы. Но какое-то общение с Создателем Нарнии все равно должно быть. И если в нашем мире оно выражается молитвой, то почему же этому не быть там? Виденье ситуации изнутри многие покровы снимает, и мне приходилось какие-то вещи более четко проговаривать. Я не могла бы отсутствие Аслана в сюжете описать иначе.

- Ксения, поделись дальнейшими планами. Насколько я знаю, ты не хочешь нарнийскую тему оставлять.

- Не хочу. Но «Киланию» я писала, не торопясь. Так и сейчас. Тем более что я поступила в институт, и много времени уходит на учебу. У меня сейчас три замысла, первый – «Сказка о древней Нарнии». Потом – сказка, действие которой происходит в нашем мире и в наше время. И третье, это то, чем я, видимо, буду заниматься в ближайшее время, поскольку эту тему я возьму в качестве диплома. Это книга другого плана, биографическая, роман о корейском постановщике боев, каскадере, актере господине Чонг Ду-Хонге. Как и всегда, все начинается со смутных образов, пусть в данном случае и основанных на реальности. Люди тогда смеялись, что писать будет не о чем, ведь в кино показать можно многое, а на деле все окажется неинтересным и уж тем более негероическим. Но у меня зажглась лампочка – писательская интуиция, я почувствовала, что здесь таится История. На сегодняшний день я знаю о господине Чонге уже гораздо больше, более того, мне посчастливилось его немного узнать лично, я увидела, что это человек, сохранивший удивительную детскую наивность, открытость и добросердечность...
Но все равно я знаю пока немного, поэтому образ книги довольно смутный. Знаю, что много буду говорить о Корее, о корейской культуре. Сама культура отлична от российской, а вот характеры людей – близки, на мой взгляд. Не думаю, что у меня может получиться книга, не связанная каким-то образом с православием, с другой стороны, пока не знаю, как это будет.

- Да, ведь в каждом человеке есть Бог. Кстати, не только ты, многие замечают, что глубинные восточные проявления нам более близки и понятны, чем сущность Запада, например.

- Есть точка зрения, что в восточной культуре, в ее древних учениях, больше оставалось памяти об изначальных вещах, которые люди знали еще от Ноя. Уже потом эти знания исказились. Что же касается корейской культуры, то меня в свое время поразил их приход к христианству. Молодым дворянам попали в руки книги западных миссионеров, которых в Корее не было, книги на китайском. И эти люди были так потрясены и поражены содержанием этих книг, что с огромным трудом (Корея была очень закрытой страной) добились, чтобы один из них попал в дипломатическую миссию в Китае, там разыскал миссионеров и вернулся обратно, будучи крещеным и привезя кучу материалов. Отсюда началась история христианства в Корее. Потом, конечно, появились миссионеры, и даже православные, хотя православных в Корее немного, ее общение с Россией никогда не было тесным. Но, тем не менее, сам поиск Христа!.. Единственная из восточных стран, где на сегодняшний день христианство ощущается своей религией, родной. Фактически половина населения – христиане, причем считается, что те, кто называют себя христианами – это активные прихожане. То есть если человек называет себя буддистом, он, может быть, и не бывает в храме, просто так вот обозначает себя, но христиане там искренне верующие.

- Ксения, удачи! Мы очень надеемся, что когда-нибудь в нашей газете увидим твои статьи об истории христианства в Корее и о современном православии в этой стране. А сейчас вернемся к сказкам. Все знают, что недавно снятый фильм по «Хроникам Нарнии» стал одним из коммерческих фильмов, одним из тех, который все считают своим долгом посмотреть и высказать мнение. Каковы твои впечатления от этого фильма, как человека, глубоко знающего тему?

- Надо оговориться, что несколько лет назад я бы сказала, что я человек, не любящий кино. Сейчас это прозвучит, наверное, странно, потому что нынешние мои интересы связаны с корейским кинематографом, но это единственное кино, которое для меня по-настоящему важно. Вообще-то в теме кино я не очень разбираюсь, могу высказать только личное мнение. Если бы это был фильм не по Нарнии – я бы его не смотрела, а если бы пришлось увидеть – забыла бы и никогда не вспомнила. Но как иллюстрация к Нарнии он был мне интересен. Что-то понравилось, показалось близким. И все-таки я считаю фильм слабым. Хотя я боялась худшего, боялась какого-то кощунства, связанного с явлением Льва, так что вздохнула облегченно. Конечно, фильм очень отягчен экшеном, причем до потери простой логики. Но от таких вещей, как подобное кино, не надо ждать чего-то особенного, чего-то требовать. Это, скажем так, реклама Льюиса, а хорошо это или нет, зависит от людей. Кто-то может решить, что это-то Льюис и есть, а кто-то, посмотрев этот фильм, прочтет Льюиса, по-настоящему познакомится с ним.

- Можешь сказать, что ты человек, в жизни которого присутствует Сказка?

- Да.

- А могла бы ты поделиться с нами этой сказкой, рассказать, как ты ее видишь? И более общий вопрос: что такое, по-твоему, сказка в нашей жизни – в реальной, в человеческой жизни?

- Я считаю, что сказка в моей жизни родилась с обращением к Богу. Всегда хотелось чего-то сказочного, я сказки сама писала, но было ощущение хрупкости добра, идеальной любви, идеальных отношений. В жизни все это ненадежно, и непонятно, как жить. И вдруг произошла встреча с Богом. И стало ясно, что это хрупкое – то, на чем стоит мир, что этот мир породило. Что эта ненадежность - кажущаяся. За ней - все силы мира... Это – главная Сказка, то, что позволяет сказке жить в нашем мире, рождаться в наших сердцах, верить в светлый конец, несмотря на все ужасы, что мы видим. Мы смотрим на природу, которую искажаем со времен падения человека, и видим, что она все равно прекрасна, дух захватывает. Верующие люди ощущают Бога через природу, а те, кто не верят, все равно что-то такое чувствуют в ней. Так каково же было изначальное творение! Это то, что, я считаю, питает сказочника, без чего сказки бы не было.
Да, я считаю себя счастливым человеком, мне Господь позволил встретить потрясающих людей, начиная с человека, через которого я обратилась. И, конечно же, воистину сказочная встреча была с моим будущим супругом, на которую я даже не рассчитывала – встреча с человеком, с которым всегда будешь вместе и никогда не станешь об этом жалеть. Вовсе не хочу сказать, что жизнь проходит безо всяких проблем и недоразумений, конечно, так не бывает, и все же – это сказка. И у меня есть множество чудесных друзей, которых мне Господь позволил встретить. Самое прекрасное в жизни, когда тебе открываются настоящие люди. То есть любой человек прекрасен, с этого мы и начали разговор, что каждый человек необычен. Но мы этого не видим. Мы видим толпу. А в какой-то момент Господь освещает человека для тебя, и ты видишь – настоящее. Сказочное.
Но при этом важно понимать, что в настоящих сказках не бывает так, чтобы там была сплошная розовость. Сказка сурова. Надо сознавать, что в людях есть очень темные стороны, как есть они и в тебе. Есть Высота Небесная, а есть – бездна. И мы боремся против этой бездны, чтобы в нее не погрузится. Отношения всегда хрупки, люди могут и умереть, и измениться, и что угодно. Ты понимаешь, что это может произойти в любой момент. Это не должно погружать в отчаяние, но должно придавать цену отношениям – их надо беречь. Надо беречь то счастье, которое есть сейчас, но осознавать, что впереди все равно вечность. Разлука неизбежна, но она не вечна, если мы встретимся у Бога. И это будет настоящая Встреча, и настоящий счастливый конец нашей сказки

Сайт управляется системой uCoz