Домой

Карта сайта

р.Б. Ксения Khiglahanwin

Из поэмы "ЗАПИСКИ СТРАННИЦЫ"

 

Часть 1

...Как все вышло дальше, я не знаю.
Я услышала язык родной.
Что произошло не понимаю:
Встал индейский лагерь предо мной.

Дети в войнов весело играют,
Страшный выслушав отца рассказ,
Дева мокасины расшивает,
К свадьбе дюжину сошьет как раз.

В типи мать хлопочет над едою
Будет праздник вечером у них.
Дочка вышла, будто за водою —
Там у речки ждет ее жених...

Вдруг видение переменилось.
Слышу выстрелов ужасный гром.
Замерев, смотрю, что там случилось:
Детский крик и материнский стон.

Типи сметены жестоким боем.
Смерть кругом и избавленья нет.
Демоны войны кружатся с воем,
И от дыма солнца меркнет свет

Но бесстрашно воины выходят
И встречают смерть лицом к лицу.
До единого все к ней уходят,
С луком вышедшие ко свинцу.


...Боль, усталость вижу я во взоре —
Гибнет мир, истерзанный врагом,
Затопляющим страну, как море,
Саранчой сгубившим все кругом.

Жизни презирающим законы,
Убивающим из-за забав:
Бросили бизонов миллионы,
Языки и шкуры лишь забрав...

Что бизоны — ведь без сожаленья
К старцам, женщинам и детворе
Вырезали целые селенья
И сжигали многих на костре...

 

...Разве ты, любимый мой, виновен
В злодеянии своих отцов?
Для чего же всех вас ставить вровень
И записывать всех в подлецов?..

Белые, что сделали вы, братья —
Очернили Господа Христа.
На колени встану у Распятья,
Разомкну с трудом свои уста.

"Бог Израилев, кто был способен
Так, как Ты, народы оживлять?
Разорен Израиль, не свободен,
Ты решил — и он живет опять.

Храм отстроен и ведутся службы,
Весь народ из плена возвращен.
И, пока они с Заветом дружны,
Был Сион, как Феникс возрожден.

Неужели это невозможно,
Чтоб и мой народ вот так восстал?
Это для Тебя совсем не сложно,
Но Израиль весь к Тебе воззвал...

Бога как принять во всем солгавших,
Допустив их правоту в одном?
Нас под Именем Тем избивавших,
Кто же сможет не считать врагом?

Как же тем понять, кого так гнали,
Что не Бог виновник этих бед?
В прошлых днях застывшие в печали,
Как поверят, что Христос им Свет?

Как поймут, что свет не только в прошлом?
Если даже прошлое вернем,
То при повторении дотошном
И ошибки мы с собой возьмем...

Как вы, белые, не понимали
Что творите, и того, что вы
Распинали, Бога распинали,
Наших посылая на костры.

Мы Отца тогда и сами знали.
Знали то, что Он и Дух — одно.
И, наверно, лучше б понимали,
Как же Три -- Едино Божество.

Эту Тайну знали наши боги,
А что много было их — так что ж,
Этих хитрецов темны дороги,
И теперь легко ль их разберешь?

Точно ангелы приходят света
Даже к праведным они не раз,
Так понятно, как же эти лета
Злобно одурачивали нас.

Как прекрасны маски их бывают.
Право, даже жаль, что это ложь.
От своих, но страшных защищают,
И на жизнь их вымысел похож...

Но неужто мне сказать посмеют,
Будто Бог забыл про наш народ,
И что бесы только им владеют,
И Господь совсем нас не ведет?

Нет, не правда! Каждый помнит ясно,
Что Господь до веры помогал.
Хоть и стыдно, как пойдешь, ужасно,
Что другим ты помощь приписал.

Вы и сами Веру извратили
И оставили вы Церковь Мать.
Ну, а нас, конечно обвинили.
Но попробуй в вас Христа узнать!

Бог одну создал нам Церковь, братья.
А теперь, ты погляди окрест, —
Как могу об этом умолчать я? —
Много стало облегчивших крест.

Если что-нибудь не понимали,
Иль мешало бремя им Твое,
Поскорей из Церкви убегали
И изобретали все свое.

А теперь — что с вами вдруг случилось?
Отвергаетесь самих себя! —
Прежняя вражда уже забылась,
Все объединяетесь любя.

Бог Един и Истина Едина,
Только, коль разделится в Себе,
Гибель будет Ей неотвратимо,
Сам Господь то говорит тебе.

Если Правды часть у вас осталась,
Значит кто-нибудь Ее хранит.
Ведь Христом нам целая давалась
И обет, что Церковь устоит.

В Жертву принеся Всего Себя там,
На Голгофе, как мог часть Он дать
Истины? Ведь Истина есть Он Сам,
И о сем не стоит забывать.

Он Жених лишь тех, кто не сдаваясь,
С тех времен хранит Его Слова.
И Огонь, на Пасху зажигаясь,
Говорит, чья вера не мертва.

Вместе с ядом будет ядовито
Даже лучшее твое вино,
И, коль Истина тобой убита,
То язычник чище все равно.

Призывая всех к объединенью
Мы не можем с Правдой ложь смешать
Выкинь ложь из твоего ученья
И Сестрою церковь будем звать.

На коленях умоляю Бога
За свою я землю и народ:
"Боже, Боже, как же жатвы много -
Делателей вышли Ты вперед!.." (1)

Захотелось, Крест лишь взяв с собою,
В путь далекий по земле пойти
И, благословленную Тобою,
Проповедь читать всем на пути.

Захотелось, Словом побеждая,
Племена к Тебе все привести...
Только, от чего-то умолкая,
Поняла, что это не снести.

Что у "великана" — глина ноги
И мешают в путь они идти.
Мне самой не одолеть дороги,
А задумала других вести!..

Припаду к Кресту, ища защиты,
Обступила боль со всех сторон.
За народ, за братьев, что убиты,
Боль за мать и от бессилья стон...
1996-97

Часть 2

В лучах заката воды блещут,
Каноэ по реке плывет,
И наши весла дружно плещут,
Молитву тихо муж поет.

Ее подхватывают воды,
Ей вторит птиц веселый хор,
И славословие природы
Слилось в таинственный узор...

"На реках жизни нам с тобою
Без весел крепких не проплыть.
И, чтоб не смыло нас бедою,
Их надо свято сохранить.

И весла да'ровал Господь нам,
Они — молитва и дела.
Греби, греби назло стремнинам,
Куда б река не занесла!.."

Сойдя на берег осторожно,
Сажусь на мех травы лесной.
Как все на свете стало сложно!
Как стало стыдно пред тобой,

Что ты один палатку ставишь
И путников свечу — костер
Разводишь, куропатку жаришь,
Не слова не сказав в укор.

Но вспомнилось, как кобылица,
Когда ей время подойдет
На теплом сене жеребиться,
С хозяином в путь не идет...

Как мало мы о мире знаем,
О чудесах Творца всего,
И, сколько их не изучаем,
Не понимаем ничего...

Вот чудо жизни зарожденья,
Что развивается во мне,
Как цвет в бутоне у растенья,
Не объясняется вполне.

Чтоб хрупкий цвет сей распустился,
Он скрыт во чреве до поры,
Чтоб мир, как червь, не покусился
Прогрызть нежнейшие листы.

Но он нашел, как подобраться,
И ныне человечья мать,
Не в силах с ложью разобраться,
Несет ребенка убивать!

О, злобное коварство века!
Она защитой быть должна
Сего младенца-человека,
И заповедь была дана

Ей чадородием спасаться.
А на Том Свете какого
Ей с убиенным повстречаться?
Ему ответить бедной что?..

Но, коли Господа распяли,
То что младенец для людей?!
Не ужасайтесь, нам сказали,
Пусть аки лев лютует Зверь,

Он побежден. Держитесь Бога.
Как битву эту жизнь пройдем.
Коль с Ним, то не трудна дорога
Он верен, хоть мы подведем...

И, мне на мысли откликаясь,
Муж "Яко с нами Бог запел".
С журчаньем вод перекликаясь,
Ко звездам голос полетел...

Прошли года, с тех пор, как вместе,
Покинув дом родимый мой,
Мы бродим под молитвы-песни
В краях Америки родной,

На Черепахе возлежащей.
Мы были в прерии, в горах,
Спасаясь от толпы кричащей,
А ныне — в девственных лесах.

Неласковый народ оставив
В их шумном, пыльном городке,
Их судьбы Богу предоставив,
Идем мы с мужем налегке.

"Ты их, Всевышний, не остави.
Когда Твою Благую Мать
Во Вифлееме не пускали
В гостиницу заночевать,

Что нам роптать? Мы люди грешны,
Ты роды Сам мои прими,
Мир Сделавший из тьмы кромешной,
И Сам ребенка возрасти...

Мы вместе с солнышком поплыли,
Как просыпаются леса,
Любуясь, и благодарили
За ночь и утро Небеса.

И с нами птицы Богу пели.
Так как поют лишь по утрам.
"Благослови, Господь, — свистели, —
Пошли на день сей пищу нам..."

Прекрасна севера природа,
Прекрасны дикие леса,
Жилище древнего народа,
Чьи прячут травы голоса...

Лесной народ — Бобры и Норки,
И великаны Дерева,
Крадущиеся в чаще Волки
И желтоглазая Сова.

И люди смуглые, в одежде
С колышущейся бахромой...
Пусть век двадцатый, но как прежде
Их косы черною змеей

Бегут в волшебные узоры
Расшитых бисером рубах,
А их напевы, разговоры
Мерцают искрами в кострах.

Как прежде сердце их открыто
Для путников таких как мы,
Гостеприимство не забыто
За годы тяжкие нужды...

Прекрасное творенье Божье,
О, мой истерзанный народ!..
Среди врагов по бездорожью
Не зная сам куда бредет.

Душою ты же близок к Богу,
Ну оглянись и посмотри,
Указывает Он дорогу,
Где Свет и Радость впереди.

Великой Тайной знал Его Ты,
А Слово Божье отвергал.
Конечно, бледнолицых роты
Все сделали, чтоб не признал

Ты Сына Тайны в этом Боге,
Но вслушайся в его слова,
И Божий Дух твои дороги
Наполнит силой для добра...

"Красиво как!" Река впадала
В прекраснейшее из озер,
На солнце гладь его блистала
И привораживала взор

Как стражи вкруг леса стояли,
Свое сокровище храня,
И нам они напоминали:
"Входи, как друг, нас не губя.

Смотри, пророчество Исаии
Об осквернении земли (2)
Нам из ветхозаветной дали
Грозится в наши дни придти.

От Бога землю во владенье
Еще в Раю ты получил.
Неужто нету сожаленья
Над тем, что с ней ты сотворил?

Так хоть на озере покайся!
Как хороша была земля!.. —
От мысли этой ужасайся:
Она страдает за тебя.

Грехом людей полна природа,
И, верно, близок уж Конец,
Когда за все с вас спросит строго
Доселе терпящий Отец".

"Смотри, избушка на пригорке...
Дай, Боже, здесь найти приют!
А вон хозяева в сторонке.
И, кажется, они нас ждут".

Немолодой хозяин вышел
Из хижины с своей женой.
Давно, наверно, он услышал
Молитвы, что ты пел со мной.

Три дочери его в смущенье
У самой хижины стоят...
Я вздрогнула от изумленья,
Увидев пару жеребят.

Какой чудак коней разводит
В глуши лесов среди зверья?!
Хозяин к берегу подходит.
"Кхиглахан, у во!"(3) — слышу я.

И в тот же миг сама узнала:
"Четан! Ты?! Господу хвала!"
О встрече я и не мечтала,
И, вот, среди лесов нашла!

С Четаном мы соседи были,
И, хоть уехал он давно,
В поселке люди сохранили
Рассказов много про него.

Он помнил древние преданья,
Обряды свято соблюдал.
За силу и за эти знанья
Народ Четана уважал.

Но вдруг, смеявшийся доселе
Над белыми и верой их,
Четан стал к православной вере
Склонять сердца друзей своих.

Своих богов Четан оставил,
Носить стал крест, в монастыре
По воскресеньям Бога славил
И проповедовал везде.

Над ним подсмеиваться стали,
Он защищаться не хотел.
А вскоре люди увидали,
Что он невесту приглядел.

Но, на беду она родилась
В краю лесном и от того,
По мненью многих не годилась
Четану в роли доброй скво.

Я и тогда не понимала
Предубеждения людей,
Текумсе матери читала
И с плачем говорила ей,

Что нас Вакан объединяться
Еще с тех страшных дней зовет.
Нас слишком мало, чтоб ругаться
Со всеми, кто не так живет.

С чего мы взяли, что не правы,
Кто поселились в городах,
В чьих племенах иные нравы,
Иль в чьих горячих головах

Создались новые законы?
Но ведь они не отреклись
От предков, не забыли кто мы
И, как и мы хотят спастись,

Хотят индейцами остаться,
Культуру нашу сохранить...
Зачем к Четану придираться?
Зачем жену его корить?

Четану с каждым днем труднее:
Табун его в неделю пал.
От одиночества дурея,
Конь вороной призывно ржал.

Жена опасно заболела,
А денег на леченье нет.
Ворчат соседи, что за дело,
Что это от богов ответ.

Ну, а Четан не унывает,
И на попятный не идет.
Он, как и прежде, Бога славит,
К Нему друзей своих зовет.

Когда жене полегче стало,
Желанью уступив ее,
Поскольку здесь она страдала,
Четан, продав свое жилье,

В леса уехал, попрощавшись,
И след его с тех пор пропал.
Но, с ним однажды повстречавшись,
Его никто не забывал.

И я нередко вспоминала
Его беседы до утра.
Меня в то время поражала
Мысль, что творение добра

Освободилась для Четана
От зла идущего во след:
Неблагодарности, обмана,
Добра, наделавшего бед

Тому, кому мы так хотели
Свою услугу оказать,
Иль нам самим, чтоб пожалели,
Что взялись ближним помогать,

Ну, иль кому-нибудь другому,
Что узнаем мы не всегда, —
С Христом все выйдет по-иному:
В добро превращена беда.

Я с той поры Христу молилась,
Своих богов как прежде чтя.
И от того, когда постилась,
Узнала, Кто призвал меня.

Смолою пахнут стены дома
Из золотых стволов сосны.
Сидят совята, как два гнома,
На всех и вся раздражены.

На глиняном полу котята
Собак хватают за хвосты.
В окошко тянут жеребята
Свои чудесные носы...

На столике дымятся рыбы,
Маис, бобы, душистый чай,
На блюдце сахарные глыбы
И кукурузный каравай.

Сидим мы у иконостаса
И тихий разговор ведем,
Под милосердным взором Спаса,
Как под живительным лучом.

Дождь Солнечный за эти годы
Прекрасней стала и светлей.
Как первоцветов нежных всходы
Сияют лица дочерей.

Их всех троих назвали Мэри
Родители, Дождь и Четан.
Хапсти, меньшая — Крошка Мэри,
Винона-Мэри и Хапан...(4)

1997-98

Обратно: Стихи


(1)Лука10 (2) (Обратно)
(2) Исайя 24 (3-6, 16, 19-20)(Обратно)
(3) Кхиглахан, иди сюда (Обратно)
(4) Винона, Хапан и Хапсти — традиционные имена трёх первых дочерей (накода ). (Обратно)

Словарик для бледнолицых

Сайт управляется системой uCoz