ДомойКарта сайта

О "Рэдволле" Брайана Джейкса

Недавно меня спросили, почему я сравниваю Нарнию не с Рэдволлом, а со Средиземьем. Отвечаю:

Конечно, и Нарния и Редволл "страна природы". Но они очень сильно отличаются. Даже с "внешней стороны": в Редволле многие звери гораздо более "очеловечены" нежели в Нарнии (мышиные сандалии, демократия землероек..) А самое главное... Помните, когда Аслан говорит Люси, что она и Эдмунд больше не попадут в Нарнию? "Дело не в Нарнии, - всхлипывала Люси. - Дело в тебе. Ведь там мы не сможем встретиться с тобой" И если про Средиземье я могу написать: "Толкин об Эру говорит редко, предпочитая фразы вроде "вас собрала здесь Судьба", но эта "Судьба" у него ближе именно к Промыслу Божию нежели "фортуне" и "року". Да и из "Сильмарилиона" яcно, что все происходящее - в "музыке Эру"...", то в Редволле "нет Аслана". Там есть как бы внешняя сторона христианства, без сути. Вот, например, "молитва" "аббата":
Мех и коготь, зуб и ус
Здесь у нас получат кус.
Много запасли мы на год
Листьев, корешков и ягод
И для праздничной еды
Взяли рыбу из воды.
Это ведь молитва ни о чем и ни к кому! Не просьба, не благодарность, не хвала - просто констатация факта! И так же во всем остальном! Если заменить "монастырь" словом "замок" и ничего не потеряется: это "монастырь" без основного в монастыре: без Бога. Да это добрая страна и добрая сказка, но доброта эта слаба тем, что она ни на чем не держится. Оттого и вера аббата в добро в любом звере - тщетна.

И у Льюиса и у Толкина внутренний мир героев часто очень глубок и сложен - вспомним Горлума, готового покаятся (а отвращает его от этого такой добряк как Сэм!), вспомним Боромира, вспомним стрелявшего в лошадей гнома, который попал в Страну Аслана (я не о "слепых гномах"), Юстэса, Диггори в Саду... - в Рэдволле есть однозначно злые герои, которые живут внутри своих страхов и страстей - и ни один из них не исправился, даже не попытался исправиться!!, и добрые, вся внутренняя борьба которых заключена в победе над страхом и усталостью, а также в познании. Кроме того есть все-таки разница между открытым боем и залитием кипятком кучи крыс - я понимаю, что выбора-то у защитников, пожалуй и не было, но действовали они безо всякого зазрения совести. Это, кстати, хороший пример, куда ведет доброта без Бога - "весь мир насилья мы разрушим До основанья..", "лес рубят - щепки летят", "для правого дела все средства хороши".. Есть ведь разница: Фарамир: "обманом я не стану завлекать даже орка!", Гендальф о Горлуме: "Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших - жизни. Ты можешь вернуть ее им? Тогда не спеши осуждать и на смерть" (кстати, дальнейшие события ой как подтверждают его слова!), Эдмунд о Радабаше: "Негодяй иногда может исправиться... Я знал такой случай..." - тут вроде бы даже параллель с аббатом - Радабаш неисправим (в данный момент!), но явление Аслана какой вес дает этим словам, тогда как слова аббата, чем дальше, тем более бессильны...

Опять-таки Мартин Воитель и его гобелен - видимость святого и видимость  иконы. В Рэдволле нет ощущения близости "Страны Аслана". Мартина можно назвать сильной личностью, которая и по смерти не оставила Рэдволл. Он - "Рэдвольский призрак" в некотором смысле, но никак не "святой покровитель обители" - и в житиях, от которых отталкивается автор, и в Нарнии умершии - более живы чем живущии (напр. смерть Короля Каспиана) и если уж они "выходят на сцену", то действия их не в том, что бы "передать свою силу", "вселиться" в живущего...

Сайт управляется системой uCoz